?

Log in

No account? Create an account

Вы свои оценки по лит-ре помните? - АКАПУЛЬКОПСИС NOW!

Jan. 7th, 2018

03:49 am - Вы свои оценки по лит-ре помните?

Previous Entry Share Next Entry

Во время семейного застолья зашел разговор про школу. Мишке через год-другой в первый класс, поэтому тема все актуальнее. В голове не укладывается. Мне до сих пор кажется, что он только вчера родился. Так вот, узнал что сейчас на уроках литературы существуют контрольные в виде тестов. Собравшиеся, конечно, посокрушались новым порядкам. А я не считаю такую форму контроля негодной, скорее наоборот, в случае с литературой тесты очень даже ок, может и лучшее из возможного. Литература достаточно странный предмет в том смысле, что здесь от школьника требуется именно прочитать материал от сих до сих. По физике или математике в учебник тоже заглядывать рекомендуется, но там все ж надо и выцедить из книжки нужные навыки, а потом продемонстировать умение их применять в решении задач. И если задачи решаются и теоремы доказываются, то какая разница, читал ли товарищ от и до, а может через строчку или вообще книгу не открывал. В литературе же требования от ученика объяснить в сочинении "что хотел сказать автор данным произведением" сколько помню, наоборот, критиковались прогрессивной общественностью. Дескать не загоняйте детей в рамки, очерченные абзацами учебников и методичек. Главное - пусть читает, а если он вынесет из произведения что-то отличное от общепринятого, так может оно и к лучшему.

Но если ставить задачу проверить читал ли ученик вообще книгу, то как это лучше сделать? Объяснения что хотел сказать автор и характеристики главных персонажей можно нагуглить по-быстрому или в сборнике "500 лучших сочинений" подсмотреть. А на разговор по душам насчет того, о чем вообще книга и как она ученику зашла, времени никогда не будет. Учеников много, Марьиванна одна, урок 45 минут, четверть пару месяцев всего. И здесь тест с вопросами, допускающими короткий и конкретный ответ навроде "сколько было сыновей у царя, как назывался город где жил такой-то или сякой-то, утопилась ли главная героиня или может яду выпила..." вполне рабочий вариант. Да, ответы на такие вопросы порой имеют мало связи с общим смыслом книги, а то и не имеют вообще. Ну в самом деле, какая разница как звали собаку, отравившуюся яблоком, в сказке о спящей царевне. Пушкин этого Соколко возможно без всякой задней мысли просто для благозвучия вставил. А сейчас был бы Тузиком или Шариком скорее всего. Однако, когда читаешь художественный текст, то такие мелкие детали не вылетают ведь сей секунд из другого уха, а какое-то время помнятся. Поэтому считаю, что для блиц-проверки знакомства с произведением подобный тест имеет право на существование. Опросник из нескольких пунктов займет пять минут, можно хоть каждый урок проводить и весь класс охвачен.

Но, конечно, как всегда есть нюансы, человеческий фактор в том числе. Случай, о котором рассказали, хотя и дошел до меня получается через третьи руки, не думаю, что по дороге что-то сильно переиначилось. У нашей родственницы есть знакомая, а у знакомой сын в начальных классах учится. И решал он недавно как раз такой тест по Мертвой царевне и семи богатырям. Один из вопросов был: "От чего умерла царица?". За столом во время рассказа нас тоже спросили, помним ли. Я поспешил блеснуть эрудицией, ну как же: "восхищенья не снесла и..." Да, подразумевается, что это правильный ответ. Однако мальчик написал в ответе



что умерла царица от тяжелых родов.

Это ответ на пять с плюсом для младшеклассника, я считаю. Жаль, что учительница так не думала. В методичке скорее всего написано другое, с нужной цитатой. А сама она Пушкина видно позабыла, если читала вообще. Мама ребенка за двойку ругать не стала, правда и скандалить не решилась. Лишь тяжелехонько вздохнула



Оригинал записи на dreamwidth.org.

Comments:

[User Picture]
From:dao_nyxa
Date:January 7th, 2018 03:36 pm (UTC)
(Link)
У нас знания по этому предмету оценивались после написания сочинений и изложений; между этими жанрами была очевидная стилистическая разница, но у большинства по недопониманию получались всегда галимые изложения - ничтоже учителя, если последние были грамотны, не отвращало ставить пятерки. А, до сочинений и изложений в младших классах были еще прото-изложения: отзывы; их полагалось иллюстрировать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:palindromer
Date:January 7th, 2018 04:35 pm (UTC)
(Link)
Для меня "сочинение" до сих пор означает что-то настолько монументальное, что пишется раз в год. На экзамене, например. Короткие изложения мы писали чаще, а вот сочинений я за всю школьную жизнь не написал толком ни одного. Отсутствие наработанного навыка излагать ясно мысли в письменном виде мне до сих пор аукается, тут нечем хвастаться. Кабы знал, что пригодится, заставлял бы себя сам тогда. Надо было заставлять.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sbobrovsky
Date:January 7th, 2018 05:30 pm (UTC)
(Link)
Литература сейчас с пятого класса, а в началке Литературное чтение (т.н. работа с текстом).
Так что вам ещё не скоро:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:palindromer
Date:January 7th, 2018 06:44 pm (UTC)
(Link)
Хаха, такими темпами пятый класс это не "еще не скоро", а "осталось всего-то!"
Да и до пятого класса вон тоже надо с текстом работать
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:perlovka_blog
Date:January 8th, 2018 08:41 pm (UTC)
(Link)

У меня были фиговые оценки по лит-ре. Сочинения мои училке не нравились, слишком короткие. Мб они и правда были суховаты - не помню.
Тесты - это ОК, это действительно проверка фактов и т.п. Знаешь или нет. В отличие от сочинения, где надо связно и убедительно изложить мысль. Ну, здесь простор для вкусовщины и придирок был - то мало, то аполитично, то не бьется с общепринятым мнением. А мне кажется, что если мнение изложена логично, качественно, этого достаточно.

(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:palindromer
Date:January 11th, 2018 06:47 pm (UTC)
(Link)
Зато я диктанты писал хорошо! Гораздо лучше чем сейчас.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:investigador
Date:January 15th, 2018 03:35 pm (UTC)

Извините, что вмешиваюсь... Добрый день!

(Link)
Там две царицы было, умерли обе. У Пушкина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:palindromer
Date:January 15th, 2018 03:48 pm (UTC)

Re: Извините, что вмешиваюсь... Добрый день!

(Link)
Да, мачеха тоже царица и тоже померла до того как Пушкин в последней строчке точку поставил. Но вопрос, уверен, все же был про царицу 1.0, потому что ответ насчёт "восхищения" подошёл бы, если я правильно понял рассказ об этом случае.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:investigador
Date:January 15th, 2018 04:19 pm (UTC)

Извините, что вмешиваюсь... Добрый день!

(Link)
Там две царицы было, умерли обе. У Пушкина.
(Reply) (Thread)